Нoвыe влaдeльцы «Фoрмулы-1» из Liberty Media приступили к рeфoрмaм в чeмпиoнaтe рaдикaльнo: свoeгo мeстa лишился мнoгoлeтний глaвa «кoрoлeвскиx гoнoк» Бeрни Экклстoун. Sportbox.ru подводит итоги правления британца и делает прогноз на будущее.
Руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун. / Фото: © Gettyimages/Fotobank.ru
Восхождение на вершину
Путь Экклстоуна к элите автогоночного мира был довольно долгим и тернистым. Он много раз терпел неудачи: за рулем болидов часто попадал в аварии, а будучи спортивным менеджером видел, как его друзья гибнут на трассе. Суровые гоночные реалии пугали британца: в период с 1949 по 1972 год он не раз предпринимал попытки завязать с автоспортом… Но любовь к технике взяла свое.
Good luck & farewell Bernie Ecclestone. (Connaught Type B, Monaco 1958) #f1 @Legenf1 @FormulaOneWorld @whenf1was https://t.co/GFnigxgab6 pic.twitter.com/jO10Q6x4O3
— BWOAH F1 (@BWOAHF1) January 23, 2017
В начале 70-х он приобрел команду «Брэбэм», которой руководил на протяжении 15 лет, и в результате вывел ее в число топовых коллективов «королевских гонок». В 1974 году Экклстоун, которому на тот момент было уже 44, начал восхождение по административной лестнице «Формулы-1». Вместе с бывшим гонщиком Максом Мосли он организовал Ассоциацию конструкторов «Ф-1» (FOCA), которая через несколько лет получила право на заключение контрактов по показу гонок.
Bernie Ecclestone and Max Mosley — 1974 #F1 pic.twitter.com/IkwtCujuAA
— F1NISH (@f1nish) July 26, 2014
К 1995 году он становится генеральным директором компаний Formula One Management (FOM) и Formula One Administration (FOA), а также получает должность вице-президента Международной автомобильной ассоциации (FIA). Так Берни окончательно захватил власть над всеми структурами, которые связаны с «Ф-1».
Эпоха Экклстоуна
Невозможно в одной статье описать все то, что сделал Берни для «Формулы-1». Среди поклонников чемпионата вряд ли найдется человек, который помнит «королеву автоспорта» без Экклстоуна. Все, что было принято или отменено за эти годы, по большому счету — дело рук британца.
https://twitter.com/autopista_es/status/825428355088543745
С приходом Экклстоуна в «Формулу-1» в первую очередь связывают развитие спонсорства: на болидах появились наклейки и надписи, рекламирующие известные и не очень торговые марки. Это привело к значительному увеличению дохода, поэтому технический прогресс в чемпионате не заставлял себя долго ждать. На настоящий момент ни одна из команд «Ф-1» не может обойтись без спонсорской поддержки: от количества инвесторов зависит не только конкурентоспособность конюшни, но и ее будущее.
Anyone else thought of the 1989 Brabham when you saw this advertising today? #F1 #MonacoGP @MBrundleF1 @brabsracer pic.twitter.com/nZI8Lkj8Df
— Julien F1 (@Julien_F1) May 21, 2015
Согласно комментариям коллег Экклстоуна, британец всегда довольно болезненно воспринимал последствия жутких аварий во время гонок. Но в своих интервью для СМИ глава «Ф-1» зачастую не мог не отметить, что именно это привлекает серьезное внимание со стороны общественности. Однажды Берни подчеркнул, что гибель знаменитого бразильского автогонщика Айртона Сенны в 1994 году благоприятно сказалась на чемпионате:
— Его смерть вызвала огромное внимание со стороны прессы и общественности… И это было хорошо для «Формулы-1».
Bernie Ecclestone, y Ayrton Senna #F1 pic.twitter.com/O3sOIknAfH
— Legendary F1 (@LegenF1) February 2, 2016
После случившегося Экклстоун и Ко вывели гонки на новый уровень безопасности. Примечателен тот факт, что с момента существования «Ф-1» до 1994 года погибли 34 пилота, а со дня трагедии в Сан-Марино случилась только одна авария со смертельным исходом — в 2014 году разбился француз Жюль Бьянки.
За время своего правления Экклстоун не раз подчеркивал, что для него в приоритете — расширение географии чемпионата. Он никогда не держался за старые автодромы, которые принимали «Формулу-1» с момента ее основания. Берни было важно рассмотреть все возможные варианты проведения гонок. В его эпоху «Ф-1» для себя открыли Бразилия, Австралия, Венгрия, Япония, Китай, ОАЭ, Бахрейн, Сингапур, Малайзия и многие другие страны. Но для нас главное то, что Берни все-таки привез «королевские гонки» в Россию:
— Деньги в этой ситуации не самая главная вещь. Россия — очень-очень-очень важная страна для нас. Мы шли к этому соглашению 30 лет. Пока я буду жив, мы будем в Сочи. Здесь проделана великолепная работа.
Formula 1 Bernie Ecclestone with President Putin x pic.twitter.com/OUhN1Mo0AX
— Rebekah Fossett (@FossettRebekah) July 25, 2016
Экклстоун, как истинный бизнесмен, считает деньги всегда и при любых обстоятельствах. Наверняка многие помнят историю о том, как генеральный промоутер «Формулы-1» был ограблен и избит около своего дома несколько лет назад. После этого 80-летний Экклстоун сам обратился в швейцарскую компанию Hublot, чтобы сняться в рекламе часов. Кампания под названием «Посмотри, что люди могут сделать ради Hublot» получила огромную популярность, а Берни смог заработать на ней в несколько раз больше, чем у него украли.
"See what people will do for a @Hublot" — Bernie Ecclestone 2010, and again on TZ 2016 (https://t.co/YnZqoBPjkM) pic.twitter.com/s21Tigm0Os
— timezone.com (@TimezoneTweets) July 11, 2016
Критика и закат правления
В последние годы пилоты, руководители команд и рядовые фанаты «Ф-1» часто намекали на то, что «Берни пора на покой». И, наверное, это действительно так. Блестящие идеи перестали приходить в светлую голову британца, а популярность «Ф-1» уже давно потеряла былой уровень. Хотя по мнению самого Экклстоуна в этом виноваты исключительно спортивные СМИ:
— Журналисты значительно усугубляют ситуацию. Комментаторы ведут репортаж так, будто перед экранами сидят одни эксперты. Большинство поклонников «Ф-1» просто хотят приятно провести время вечером, а не слушать техническую и другую узкоспециализированную информацию.
Перечислять сомнительные предложения Берни по повышению зрелищности гонок можно довольно долго. Среди них: возможность обмениваться пилотами, введение медальной системы, искусственный полив трассы, организация субботних гонок, создание ветеранской «Ф-1» и привлечение единого поставщика моторов. Так или иначе, ни одна из этих идей одобрена не была.
https://twitter.com/Formula1FanZone/status/823610060035280896
Свержение «короля»
В сентябре 2016 года Экклстоун официально подтвердил информацию о том, что американский миллиардер Джон Мэлоун, который является главой компании Liberty Media, готов приобрести контрольный пакет акций «Формулы-1». При этом Берни отмечал, что будущий владелец хочет оставить его у руля «Ф-1» еще на три года. В какой-то момент Мэлоун передумал и сразу после покупки чемпионата назначил на место Экклстоуна американца Чейза Кэри, а экс-руководитель «королевских гонок» получил статус почетного президента.
— Перед завершением сделки ходили разговоры о том, чтобы оставить меня генеральным директором на три года, дабы обеспечить плавный переход от одного руководства к другому, — сказал Экклстоун. — Поэтому я немного удивлен. Роль почетного президента? Я пока не понимаю, что это значит.
Buena noticia para la @F1: Ecclestone deja de ser el jefe supremo después de 40 años. Lo sustituye Chase Carey pic.twitter.com/cFHZhM5cxC
— filemón (@urbanitas) January 23, 2017
Можно бесконечно ругать Берни за последние годы правления, но за 40 лет Экклстоун сделал из «Формулы-1» чемпионат, который по степени престижности может поспорить со многими другими первенствами мира по видам спорта и даже Олимпийскими играми. Британцу удалось создать коммерчески успешный проект с доходом более 2 миллиардов долларов и одновременно зрелищную автоспортивную серию, которая полюбилась миллионам людей по всей планете.
— Я хочу, чтобы меня запомнили приветливым парнем, который все сложные вопросы решал через рукопожатие, — всегда отмечал Экклстоун.
Стратегия Liberty
Ожидается, что новые владельцы чемпионата готовят целый пакет реформ. О дальнейших планах команды Liberty Media можно судить только по различным обрывочным сведениям, которые нам любезно предоставляют иностранные СМИ:
- новые владельцы хотят расширить календарь «Ф-1». При этом отмечается, что они не собираются везти чемпионат в страны, где гонки не пользуются популярностью;
- в Liberty хотят лишить «Феррари» ее бонуса за исторический статус в размере 100 миллионов долларов ежегодно и разделить эти деньги среди других команд;
- возможно увеличение доли платных телетрансляций;
- Берни не видел смысла в привлечении молодежи к «Формуле-1» посредством социальных сетей. Нынешнее руководство считает это необходимым.
3 men to replace Bernie:
1. Chase Carey as CEO
2. Ross Brawn as MD Motor Sports
3. Sean Bratches as MD Commercial #F1 pic.twitter.com/rnVo6tuCnt— F1Writers™ (@f1writers) January 23, 2017
Пока мы можем только предполагать, какой именно курс возьмут новые руководители чемпионата. Однако фундамент, который заложил Экклстоун, вряд ли возможно в корне изменить.
Берни не прощается?
Сразу после продажи чемпионата появились слухи о том, что 86-летний британец в отместку новым владельцам может запустить альтернативную гоночную серию. Позже сам Экклстоун эту информацию опроверг.
— Я построил «Ф-1» и очень горжусь этим чемпионатом. Последнее, чего я хочу — увидеть, как он развалится.
То, что Берни дорожит своим детищем, вряд ли вызывает сомнения. Он полжизни руководил этой огромной автогоночной империей. Но рано или поздно Экклстоун должен был уйти: в силу возраста, обстоятельств и необходимых перемен. Какой станет «королева автоспорта» без ее «короля» — знать невозможно. Ясно одно: прежней «Ф-1» уже точно не будет.
One of my favorite Bernie moments… #Ecclestone #F1 pic.twitter.com/i8w6ypYozb
— Maria Reyer (@speedy_mary) January 23, 2017
Светлана Метелкина, Sportbox.ru