Конец эпохи Экклстоуна

Нoвыe влaдeльцы «Фoрмулы-1» из Liberty Media приступили к рeфoрмaм в чeмпиoнaтe рaдикaльнo: свoeгo мeстa лишился мнoгoлeтний глaвa «кoрoлeвскиx гoнoк» Бeрни Экклстoун. Sportbox.ru подводит итоги правления британца и делает прогноз на будущее.

Руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун. / Фото: © Gettyimages/Fotobank.ru

Восхождение на   вершину

Путь Экклстоуна к   элите автогоночного мира был довольно долгим и   тернистым. Он   много раз терпел неудачи: за   рулем болидов часто попадал в   аварии, а   будучи спортивным менеджером видел, как его друзья гибнут на   трассе. Суровые гоночные реалии пугали британца: в   период с   1949 по   1972 год он   не   раз предпринимал попытки завязать с   автоспортом… Но   любовь к   технике взяла свое.

В   начале 70-х он   приобрел команду «Брэбэм», которой руководил на   протяжении 15 лет, и   в   результате вывел ее   в   число топовых коллективов «королевских гонок». В   1974 году Экклстоун, которому на   тот момент было уже 44, начал восхождение по   административной лестнице «Формулы-1». Вместе с   бывшим гонщиком Максом Мосли он   организовал Ассоциацию конструкторов «Ф-1» (FOCA), которая через несколько лет получила право на   заключение контрактов по   показу гонок.

К   1995 году он   становится генеральным директором компаний Formula One Management (FOM) и   Formula One Administration (FOA), а   также получает должность вице-президента Международной автомобильной ассоциации (FIA). Так Берни окончательно захватил власть над всеми структурами, которые связаны с   «Ф-1».

Эпоха Экклстоуна

Невозможно в   одной статье описать все то, что сделал Берни для «Формулы-1». Среди поклонников чемпионата вряд   ли найдется человек, который помнит «королеву автоспорта» без Экклстоуна. Все, что было принято или отменено за   эти годы, по   большому счету   — дело рук британца.

https://twitter.com/autopista_es/status/825428355088543745

С   приходом Экклстоуна в   «Формулу-1» в   первую очередь связывают развитие спонсорства: на   болидах появились наклейки и   надписи, рекламирующие известные и   не   очень торговые марки. Это привело к   значительному увеличению дохода, поэтому технический прогресс в   чемпионате не   заставлял себя долго ждать. На   настоящий момент ни   одна из   команд «Ф-1» не   может обойтись без спонсорской поддержки: от   количества инвесторов зависит не   только конкурентоспособность конюшни, но   и   ее   будущее.

Согласно комментариям коллег Экклстоуна, британец всегда довольно болезненно воспринимал последствия жутких аварий во   время гонок. Но   в   своих интервью для СМИ глава «Ф-1» зачастую не   мог не   отметить, что именно это привлекает серьезное внимание со   стороны общественности. Однажды Берни подчеркнул, что гибель знаменитого бразильского автогонщика Айртона Сенны в   1994 году благоприятно сказалась на   чемпионате:

—   Его смерть вызвала огромное внимание со   стороны прессы и   общественности… И   это было хорошо для «Формулы-1».

После случившегося Экклстоун и   Ко   вывели гонки на   новый уровень безопасности. Примечателен тот факт, что с   момента существования «Ф-1» до   1994 года погибли 34 пилота, а   со   дня трагедии в   Сан-Марино случилась только одна авария со   смертельным исходом   — в   2014 году разбился француз Жюль Бьянки.

За   время своего правления Экклстоун не   раз подчеркивал, что для него в   приоритете   — расширение географии чемпионата. Он   никогда не   держался за   старые автодромы, которые принимали «Формулу-1» с   момента ее   основания. Берни было важно рассмотреть все возможные варианты проведения гонок. В   его эпоху «Ф-1» для себя открыли Бразилия, Австралия, Венгрия, Япония, Китай, ОАЭ, Бахрейн, Сингапур, Малайзия и   многие другие страны. Но   для нас главное то, что Берни все-таки привез «королевские гонки» в   Россию:

—   Деньги в   этой ситуации не   самая главная вещь. Россия   — очень-очень-очень важная страна для нас. Мы   шли к   этому соглашению 30 лет. Пока я   буду жив, мы   будем в   Сочи. Здесь проделана великолепная работа.

Экклстоун, как истинный бизнесмен, считает деньги всегда и   при любых обстоятельствах. Наверняка многие помнят историю о   том, как генеральный промоутер «Формулы-1» был ограблен и   избит около своего дома несколько лет назад. После этого 80-летний Экклстоун сам обратился в   швейцарскую компанию Hublot, чтобы сняться в   рекламе часов. Кампания под названием «Посмотри, что люди могут сделать ради Hublot» получила огромную популярность, а   Берни смог заработать на   ней в   несколько раз больше, чем у   него украли.

Критика и   закат правления

В   последние годы пилоты, руководители команд и   рядовые фанаты «Ф-1» часто намекали на   то, что «Берни пора на   покой». И, наверное, это действительно так. Блестящие идеи перестали приходить в   светлую голову британца, а   популярность «Ф-1» уже давно потеряла былой уровень. Хотя по   мнению самого Экклстоуна в   этом виноваты исключительно спортивные СМИ:

—   Журналисты значительно усугубляют ситуацию. Комментаторы ведут репортаж так, будто перед экранами сидят одни эксперты. Большинство поклонников «Ф-1» просто хотят приятно провести время вечером, а   не   слушать техническую и   другую узкоспециализированную информацию.

Перечислять сомнительные предложения Берни по   повышению зрелищности гонок можно довольно долго. Среди них: возможность обмениваться пилотами, введение медальной системы, искусственный полив трассы, организация субботних гонок, создание ветеранской «Ф-1» и   привлечение единого поставщика моторов. Так или иначе, ни   одна из   этих идей одобрена не   была.

https://twitter.com/Formula1FanZone/status/823610060035280896

Свержение «короля»

В   сентябре 2016 года Экклстоун официально подтвердил информацию о   том, что американский миллиардер Джон Мэлоун, который является главой компании Liberty Media, готов приобрести контрольный пакет акций «Формулы-1». При этом Берни отмечал, что будущий владелец хочет оставить его у   руля «Ф-1» еще на   три года. В   какой-то момент Мэлоун передумал и   сразу после покупки чемпионата назначил на   место Экклстоуна американца Чейза Кэри, а   экс-руководитель «королевских гонок» получил статус почетного президента.

—   Перед завершением сделки ходили разговоры о   том, чтобы оставить меня генеральным директором на   три года, дабы обеспечить плавный переход от   одного руководства к   другому,   — сказал Экклстоун. —   Поэтому я   немного удивлен. Роль почетного президента? Я   пока не   понимаю, что это значит.

Можно бесконечно ругать Берни за   последние годы правления, но   за   40 лет Экклстоун сделал из   «Формулы-1» чемпионат, который по   степени престижности может поспорить со   многими   другими первенствами мира по   видам спорта и   даже Олимпийскими играми. Британцу удалось создать коммерчески успешный проект с   доходом более 2   миллиардов долларов и   одновременно зрелищную автоспортивную серию, которая полюбилась миллионам людей по   всей планете.

—   Я   хочу, чтобы меня запомнили приветливым парнем, который все сложные вопросы решал через рукопожатие,   — всегда отмечал Экклстоун.
Стратегия Liberty

Ожидается, что новые владельцы чемпионата готовят целый пакет реформ. О   дальнейших планах команды Liberty Media можно судить только по   различным обрывочным сведениям, которые нам любезно предоставляют иностранные СМИ:

  • новые владельцы хотят расширить календарь «Ф-1». При этом отмечается, что они не   собираются везти чемпионат в   страны, где гонки не   пользуются популярностью;
  • в   Liberty хотят лишить «Феррари» ее   бонуса за   исторический статус в   размере 100   миллионов долларов ежегодно и   разделить эти деньги среди   других команд;
  • возможно увеличение доли платных телетрансляций;
  • Берни не   видел смысла в   привлечении молодежи к   «Формуле-1» посредством социальных сетей. Нынешнее руководство считает это необходимым.

Пока мы   можем только предполагать, какой именно курс возьмут новые руководители чемпионата. Однако фундамент, который заложил Экклстоун, вряд   ли возможно в   корне изменить.

Берни не   прощается?

Сразу после продажи чемпионата появились слухи о   том, что 86-летний британец в   отместку новым владельцам может запустить альтернативную гоночную серию. Позже сам Экклстоун эту информацию опроверг.

—   Я   построил «Ф-1» и   очень горжусь этим чемпионатом. Последнее, чего я   хочу   — увидеть, как он   развалится.

То, что Берни дорожит своим детищем, вряд   ли вызывает сомнения. Он   полжизни руководил этой огромной автогоночной империей. Но   рано или поздно Экклстоун должен был уйти: в   силу возраста, обстоятельств и   необходимых перемен. Какой станет «королева автоспорта» без ее   «короля»   — знать невозможно. Ясно одно: прежней «Ф-1» уже точно не   будет.

Светлана Метелкина, Sportbox.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.

Конец эпохи Экклстоуна

Нoвыe влaдeльцы «Фoрмулы-1» из Liberty Media приступили к рeфoрмaм в чeмпиoнaтe рaдикaльнo: свoeгo мeстa лишился мнoгoлeтний глaвa «кoрoлeвскиx гoнoк» Бeрни Экклстoун. Sportbox.ru подводит итоги правления британца и делает прогноз на будущее.

Руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун. / Фото: © Gettyimages/Fotobank.ru

Восхождение Read the rest of this entry »

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.